Газарова Елена Николаевна, зам. директора по УМР, учитель технологии высшей квалификационной категории

Из опыта работы

Тема: "Инновационные методы обучения в образовательной области Технология. Проектная деятельность".

  1. Опытно-экспериментальная проверка инновационных методов преподавания в СШ № 4  г. Усть-Лабинска.

  2. Творческие проекты.

  3. Заключение.

  4. Открытый урок по черчению тема:« Творческий проект.Графика Символика »Скачать урок.

  5. Творческий проект "Графика. Символика". Скачать проект.

1. Опытно-экспериментальная проверка инновационных методов преподавания в СШ № 4  г. Усть-Лабинска.

Часть данной работы посвящена инновационным методам преподавания в школе на уроках Технологии. Особое внимание уделяется дизайн анализу в процессе обучения технологии, и проектированию на данных уроках, чтобы включить учащихся в целостный процесс дизайна.

 Данные методы обучения являются средством умственного развития учащихся: изучив множество инновационных подходов, мы пришли к выводу, что все виды этих методов можно применять на уроках Технологии, что они способствуют развитию умственной активности, творчества и вырабатывают самостоятельность у учащихся. Но прежде, чем утверждать, что эффективность учебно-воспитательного процесса будет возрастать, если будут применяться инновационные методы обучения, которые включают и метод проектов, нам необходимо проверить это на практике, т.е. сделать эксперимент с помощью учащихся на уроках труда.

В данной работе решено было проверить учебную результативность разработки творческого проекта с помощью методов поиска новых решений рациональными (морфологический анализ, алгоритм решения изобретательских задач и др.) и иррациональными (мозговая атака или мозговой штурм, синектика и др.). В связи с этим большое внимание было уделено подготовке материалов к эксперименту. Для эксперимента понадобилось 2 класса. Наблюдения показали, что у учащихся возникают затруднения при выборе темы и актуальности проблемы проекта. Задача эксперимента состоит в том, чтобы направить выбор учащихся на правильное решение.

На первом этапе мы предложили учащимся контрольного класса “Б” и экспериментального “А” самостоятельно выбрать модель для практического изготовления. С помощью литературы: журналов мод, каталогов, фотографии - в контрольном классе и с помощью литературы, а также метода мозгового штурма в экспериментальном классе. В экспериментальном классе учащиеся с этим заданием справились легче и работали с большим удовольствием. После выбора модели девочки сами могли формулировать проблему, которая возникла в ходе работы. Чтобы подтвердить, что знания на начальном этапе одинаковые у учащихся, решено было предложить им заполнить таблицу с уровнем эффективности УВП по которой видно, что действительно знания в 2-х классах приблизительно одинаковые.

На первом этапе предлагается закрытая формулировка задачи: разработать фартуки для членов семьи. Фартуки должны быть недорогими, комфортными, отвечать требованиям, предъявляемым к спецодежде (гигиеническим, эстетическим и др.).

Учащиеся вместе с учителем обсуждают следующие вопросы: «Разве могут вещи о чем-то рассказывать? Конечно, и, прежде всего, о нас самих. Ведь они наша частичка, они такие же, как мы: спокойные и сдержанные, или крикливые, веселые или унылые опрятные или не очень... Взять, например, фартуки. Почему они такие разные? Да потому, что наша жизнь состоит из будней и праздников, счастливых дней и горестных. Сами мы тоже разные - вот и выбираем неодинаковые фартуки. Разной модели, цвета, рисунка. Расскажи, есть ли у тебя фартук? Какой он? А у твоей мамы? А у папы? У кого-нибудь из друзей?»

В образовательном смысле именно эта информация является на уроке главной, а вовсе не вещественный продукт - “выполнение фартука”. Последующая предметная деятельность задается таким образом, чтобы ученики продолжали активно использовать в практической деятельности полученную информацию. Именно поэтому они “создают” фартук, все внешние качества которого “рассказывают” о том, кому он принадлежит. Таким образом, школьники решают конкретные дизайнерские задачи [34, с.28].

В экспериментальном классе перед началом работы для уменьшения внимания психологической инерции на творческую деятельность учащихся учитель задает ряд упражнений по развитию воображения, гибкости, переключаемости мышления:

1. Развивать умения, видеть скрытые свойства объектов. Например, какими явными и скрытыми свойствами обладает фартук?

Явные: защищает одежду от загрязнения во время домашней работы;

Скрытые свойства фартука: зрительно уменьшает недостатки фигуры или

наоборот подчеркивает достоинства.

2. Находить новое применение известным объектам. Тот же фартук кроме спецодежды для дома можно использовать как элемент одежды для праздника или экстравагантную модель для подиума.

“Учитель технологии должен ясно осознавать, что решение поисковой задачи - это проявление человека-новатора в целом, раскрытие его опыта, знаний, характера, его намерений и чувств. В каждой задаче есть крупица открытия. Задача, которую вы решаете, - пишет математик и педагог Д.Пойа - может быть скромной, но если она бросает вызов Вашей любознательности и заставляет Вас быть изобретательным, и если Вы решаете ее собственными силами, то Вы сможете испытать ведущее к открытию напряжение ума и насладиться радостью победы” - читаем мы у В.Д.Симоненко [34, с.28].

После таких упражнений ребята в 5-А классе большое количество времени на уроке работали самостоятельно, пытались находить ответы на вопросы, находили оптимальные варианты конструкции для своей модели. Учитель принимал участие в работе в качестве помощника, указывал на ошибки, которые могли не заметить сами девочки.

Через несколько уроков классы начали отличаться друг от друга. В 5-А ребята стали надеяться на свои силы, изобретательность, стали более активными, тщательнее прорабатывали темы проектов, у них возникало больше идей, ярко наблюдалось повышение результативности УВП в отличие от контрольного класса, где уровень эффективности ВП по сравнению с экспериментальным классом был ниже в качественном выражении.

Уровни эффективности при выполнении проекта.

Уровни

 

Содержание познавательно-трудовой деятельности

Поиск проблемы

Выбор проекта, его обоснование

Выбор оптимальной конструкции

Составление плана изготовления

Выбор рациональной технологии

Организация рабочего места

Выполнения технологии

Контроль изделия

Анализ результатов

 1 (2 балла)

Эффективность деятельности высокая

2 (1 балл)

Эффективность деятельности удовлетворительная

3 (0 баллов)

Помощь учителя не помогает выполнить проект

 

 

Для проверки гипотезы нам предстоит провести эксперимент, в котором и будем применять уровневую оценку развития технического творчества выполнения школьниками проекта. Наши наблюдения и контрольные срезы уровней творческой активности учащихся заносились в ведомость для оценки результатов экспериментальной и контрольной группе учащихся. Для удобства фиксации мы пронумеровали колонки содержания познавательно-трудовой деятельности, и у нас получилась таблица:

 

Ф.И.О. учащихся экспериментального класса

Содержание познавательно-трудовой

 деятельности

Сумма баллов

%

средней суммы баллов сумма /18

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для объективности оценки уровней творческой подготовленности учащихся проводили самооценку, отмечая в колонке крестиком свою работу. Данные уровни перед экспериментом в числителе, после эксперимента в знаменателе. Например: 1/0; 2/1.

Чтобы правильно определить уровень эффективности УВ на уроках где применяются инновационные методы нам необходимо заполнить таблицы: 1 - ученикам (для 2-х классов: контрольного и экспериментального), а 2 - учителю, затем сопоставить результаты и проверить наличие совпадений ответов. То есть мы можем судить об эффективности УВП па уроках, а также об их самооценке, как каждый из них воспринимает себя на уроке.

В начале эксперимента мы провели самоанализ учащихся, предложив заполнить таблицу, которая показывает, что уровень теоретической подготовки примерно одинаковый, в каждом классе есть ребята с более высокой подготовкой, а также слабо занимающиеся учащиеся. Затем в ходе процесса учебной деятельности мы в одном классе (экспериментальном) делали акцент и уделяли больше внимания на развитие активности, творчества, самостоятельности у ребят, а в другом классе проводили обычные уроки. В экспериментальном классе дети сами искали материал из литературы для творческих проектов, сами придумывали и разрабатывали модели, которые затем изготавливали тоже самостоятельно. Учитель выступал в роли консультанта, он направлял учащихся на последовательное выполнение работы, девочки искали оптимальное решение для выполнения работ, в ходе проб и ошибок приходили к правильному ответу.

Целью нашего психолого-педагогического исследования является доказательство того, что работа над творческим проектом повышает эффективность УВП, если используются инновационные методы. Поэтому через несколько уроков, когда работа над творческими проектами завершается, мы предложили тем же учащимся из двух классов заполнить таблицу эффективности. Для наглядности мы данные из таблицы до эксперимента поместим в числителе, а после эксперимента - в знаменателе.

Данные экспериментального класса 5-А

Ф.И.О. учащихся экспериментального класса

Содержание познавательно-трудовой

 деятельности

%

средней суммы баллов сумма /18

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Зина И.

1

1

2

1

2

2

1

2

2

14/18 * 100% ~

80%   61%

2

Света А.

1

1

2

1

2

2

1

2

2

14/18 * 100% ~

80%   61%

3

Таня О.

1

1

2

1

2

2

1

2

2

14/18 * 100% ~

80%   61%

4

Надя Б.

2

1

2

1

2

2

2

2

2

14/18 * 100% ~

88%   70%

5

Оксана П.

2

1

2

1

2

2

2

2

2

16/18 * 100% ~

88%   70%

Данные экспериментального класса 5-Б

Ф.И.О. учащихся экспериментального класса

Содержание познавательно-трудовой

 деятельности

%

средней суммы баллов сумма /18

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Ира З.

2

1

1

1

2

2

2

2

2

15/18 * 100% ~

83%   61%

2

Марина О.

1

2

1

1

2

1

1

2

1

11/18 * 100% ~

61%   55%

3

Оля К.

0

0

1

1

2

1

1

1

1

14/18 * 100% ~

44%   38%

4

Света У.

2

2

2

1

1

2

2

2

2

14/18 * 100% ~

88%   61%

5

Маргарита Г.

2

2

0

1

2

0

1

2

2

16/18 * 100% ~

66%   55%

 

Если рассмотреть таблицы, то видно, что до проведения эксперимента % эффективности был ниже, чем после эксперимента, в контрольном классе тоже % эффективности к концу работы над проектом выше, чем в начале работы, т.к. ученики тоже развивались в процессе работы, вносили дополнения в работу. Но % эффективности в экспериментальном классе выше, чем в контрольном, так как ребята свободно овладевают материалом, могут самостоятельно выполнить аналогичную работу, даже без помощи учителя, так как в контрольном классе возникали затруднения при самостоятельном выполнении работы.

По этим таблицам самооценки также видно, что учащиеся оценивают себя по разному в экспериментальном классе ребята более уверены в своих знаниях, ответы у всех совпали, если взять 5-Б класс, то ответы были разными: от невысокого до завышенного уровня знаний.

В контрольном классе имеются тоже сильные ученики, у которых начальная подготовка для выполнения творческих проектов высокая, способности у таких учащихся больше и, если учитель поможет развить их, то эти учащиеся будут успешно выполнять работу, и могут развить в себе профессионализм, затем свои знания применить в жизни, то есть выбрать профессию, связанную с моделированием и пошивом одежды.

По таблице видно, что на начало эксперимента уровни эффективности в 2-х классах были одинаковыми, но после эксперимента % эффективности вырос в обоих классах.

По самооценке учащихся можно ошибочно судить об эффективности УВП учащихся, так как она может быть заниженной или завышенной. Следовательно, мы провели наблюдение за учащимися и заполнили таблицу самостоятельности на каждого ученика.

Уровни эффективности при выполнении проекта

в 5-Б (контрольном) классе

Ф.И.О. учащихся экспериментального класса

Содержание познавательно-трудовой

 деятельности

%

средней суммы баллов сумма /18

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Ира З.

1

1

0

1

2

2

0

0

1

8/18 * 100% ~44% 

2

Марина О.

1

1

1

2

2

2

0

1

1

11/18 * 100% ~61

3

Оля К.

1

2

2

2

2

2

1

1

0

54/18 *100% ~83%

4

Света У.

0

0

1

0

0

2

1

1

0

5/18 * 100% ~26%

5

Маргарита Г.

1

2

1

1

1

2

1

1

0

5/18 * 100% ~26%

 

Сумма

баллов

4

6

5

6

7

10

3

4

4

49%

 

1 - эффективность деятельности высокая - 2 балла

2 эффективность деятельности удовлетворительная - 1 балл

З - и помощь учителя не помогает выполнить проект - 0 баллов.

Уровни эффективности при выполнении проекта

в 5-А (экспериментальном) классе

Ф.И.О. учащихся экспериментального класса

Содержание познавательно-трудовой

 деятельности

%

средней суммы баллов сумма /18

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Зина И.

2

2

1

1

1

2

1

1

1

12/18* 100% ~66%

2

Света А.

2

2

2

1

1

2

2

1

2

15/18* 100% ~83%

3

Таня О.

1

1

1

1

1

2

2

2

1

12/18* 100% ~66%

4

Надя Б.

1

1

0

1

1

2

1

1

2

10/18* 100% ~55%

5

Оксана П.

1

2

2

2

2

2

1

1

2

15/18 *100% ~83%

 

Сумма

баллов

7

8

6

6

6

10

7

6

8

64%

 Из таблицы сразу можно определить, какой класс экспериментальный, а какой контрольный, так как в одном классе больше внимания уделялось активности, творчеству, самостоятельному изготовлению проекта, а в другом проект изготовлялся с помощью учителя. По таблицам видно, что больший % эффективности из двух классов в экспериментальном.

Сравним таблицы, в которых учитель в ходе наблюдения выявил уровень эффективности УВП и самооценки учащихся:

 

Контрольный класс

Ф.И.О. учащихся экспериментального класса

Оценка учителя

Самооценка

1

Ира З.

44%

83 %~50

2

Марина О.

61%

66 %~62

3

Оля К.

83%

88 %~84

4

Света У.

26%

44 %~30

5

Маргарита Г.

55%

61 %~57

 

Сумма

баллов

283%

 

Из этой таблицы следует, что все дети завышают свою самооценку в разной степени. Особенно Ира З. и Света У. Сильно преувеличивают свои возможности.

Экспериментальный класс

Ф.И.О. учащихся экспериментального класса

Оценка учителя

Самооценка

1

Зина И.

66%

80 %~70

2

Света А.

83%

70 %~80

3

Таня О.

66%

80 %~70

4

Надя Б.

55%

80 %~60

5

Оксана П.

83%

88 %~84

 

Сумма

баллов

364%

 

 

Рассмотрев таблицу можно сделать следующий вывод: девочки завышают свою самооценку меньше, чем в 5-Б классе. Приблизительный подсчет % эффективности УВП в двух классах можно выразить как от 283 % контрольный / 364 % экспериментальный.

Для наглядности сравним уровни эффективности УВП учащихся контрольного и экспериментального классов с помощью диаграммы:

  Как видно из диаграммы, учащиеся экспериментального класса, имеют более высокие показатели эффективности УВП, что подтверждает, что эффективность учебно-воспитательного процесса будет возрастать, если будут применяться инновационные  методы обучения.

В приложении дано несколько творческих проектов, изготовленных учащимися экспериментального класса на уроках технологии.

Вверх

2.Творческие проекты

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инновационное обучение - это особый тип овладения знаниями, альтернативный по отношению к “традиционному” обучению. Если нормативное обучение направлено на усвоение правил деятельности в повторяющихся ситуациях, то “инновационное обучение” подразумевает по словам Дж.У.Боткина, развитие способностей к совместным действиям в новых, возможно беспрецедентных условиях.

Инновационное обучение в условиях технологического образования называют предвосхищающее или обращенное в будущее образование. В основу предвосхищающего обучения заложено интуитивное мышление - педагогический прием, становящийся главной ценностью при создании планов па будущее. Творческое решение проблемы основано на интуиции и было успешно использовано для развития предвосхищающего образования.

В данной работе мы рассматривали инновационные подходы к преподаванию технологии в современных условиях.

Выдвинутая нами гипотеза о том, что эффективность учебно-воспитательного процесса будет возрастать, если будут применяться инновационные методы обучения показала, что действительно, если в процессе урока использовать методы инверсии, аналогии, брейн-сторминг, метод творческих проектов, то эффективность УВП будет более высокой, чем при использовании традиционных методов. Об этом свидетельствуют материалы экспериментальной работы.

Технологическое образование опирается на принцип свободы выбора учителем педагогических методов, которые зависят от ответственности учителя. Свобода выбора методов высвобождает мыслительные силы и стимулирует применение инновации в обучении. Для обладания техническими методами предпочтение отдается продукции, сделанной по техническому проекту. Проекты интегрируют, насколько это возможно, знания из других областей. Однако вся учебная деятельность не может разворачиваться только в рамках проекта. Можно рекомендовать учащимся наряду с работами по проекту предлагать знания, которые способствуют расширению поля деятельности через изучение предприятия (посещение, анкетирование, анализ); уточнению вопросов, возникших при реализации проекта или дополнительных функций, связанных с использованием материала.

Материалы исследования дипломной работы нами апробированы в СШ № 4 и показали правильность выбранного направления.

Образовательная Область Технология пока что единственная в учебном плане школы является полигоном проверки достоинств и недостатков проектного образования, в  котором сознательно ориентируют учителя и учащихся на творческую совместную деятельность в процессе выполнения творческих проектов.

Школа - это учреждение, которое способно внедрять любое новшество, активно реагировать на изменение в окружающем мире, и в этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современного инновационного образования, технологий, идей, направлений, методов и средств.

Инновационное обучение, как стратегия массового образования, несет более глубокое изменение человеческого “материала”. Но главное, что несет в себе инновационное обучение - это способность к созданию новой позиции личности в отношении к миру, к науке, к себе. Вырабатывается новая система ценностей, поиск новых смыслов, что особенно важно в условиях технологизированного общества. Также важно, не упустить время перемен, чтобы каждый учащийся, выходящий сегодня из стен школы мог непринужденно интегрироваться в общество и найти свое место в нем.

Вверх

Открытый урок по черчению. Тема: « Творческий проект. Графика Символика »

 

 

       Цели урока:

·        обучающая: способствовать освоению учащимися знаний в области черчения, графики, дизайна, обсудить с учащимися различные  варианты творческих  проектов, дать представление о необходимости творческой, креативной жизни общества.

·        развивающая: способствовать овладению учащимися навыков выступления перед публикой при защите творческого проекта, развивать творческое мышление учащихся, умение сформировать собственную точку зрения по обсуждаемым темам.

·        воспитательная: способствовать формированию у учащихся дизайнерской культуры воспитывать  чувство личной ответственности  у учащихся за порученное дело.

 

                                               План урока

1.    Человек. Графика. Символика.

2.    Презентация «Творческий проект».

3.    Работа в творческих группах.

4.    Защита творческого проекта.

5.    Заключительная часть. Кроссворд.

 

Оборудование  и  материалы к уроку:

         - мультимедийный проектор

- чертёжные принадлежности (карандаш, циркуль, чертежные листы формата А4, линейка

- трафарет «технологическая карта»

- цветные карандаши, фломастеры

- задания для работы в творческих группах.

 

                                       Ход урока.

УЧИТЕЛЬ

 На заре времен, задолго до появления языка, наш далекий предок, дрожа у костра, в надежде повернуть тьму и вернуть тепло, начертил на стене своей пещеры круг - Солнце. Что послужило толчком для этого судить сложно, но с тех самых пор и по сей день человечество использует для передачи идей определенные графические образы, именуемые символами.

  Бесспорно, одним из самых древних дошедших до нас символических изображений являются рисунки первобытных художников, запечатленных на стенах пещер, многие тысячи лет.

Наиболее ранние из иероглифов датируются ледниковым периодом, т. е. 60-10 тысяч лет до нашей эры.

- Ребята, для начала прошу вас обратить внимание на высказывание величайшего китайского философа Конфуция: «Знаки и Символы управляют миром».  Согласны ли вы с  данным мнением? Приведите примеры в доказательство своей точки зрения.

- Как вы думаете, почему именно это высказывание  я предложила вам в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку?

 Можно сказать что, выбирая символ - выбираешь будущее, помните как в детской сказке «Как яхту назовешь, так она и поплывет…»(капитан Врунгель).

Готовясь к сегодняшнему  уроку, вы можете ответить, на каких принципах должна строиться символика?

Что бы мы могли назвать в качестве символа:

- Геральдики (герб)

- Христианской символики (крест, купола, колокольня)

- Советской символики

- Спортивной символики (олимпийские кольца, олимпийский огонь и т.д.)

-Автомобильная символика (трехконечная звезда «Мерседес», олень «Волга» и т. д.)

Сейчас я предлагаю в течение 5-7 минут обсудить данный вопрос по группам и определить основные принципы построения символики, опираясь на знание из истории, литературы, МХК.  Мы с вами  с помощью навыков полученных на уроках ИЗО и черчения, из других учебных областей  в творческих группах поработаем над этапами  выполнения проекта и защитим его.

 Учитель делит учащихся на группы(4-5 человек), знакомит с основными задачами и содержанием предстоящей деятельности, организует начало работы над проектом.

1 группа (Обоснование и выбор проекта)

2 группа (Из истории символики…)

3 группа  (Изделие. Символ.)

4 группа (Технологическая карта)

 

Демонстрация Презентации «Графика и символика

 

Работа в творческих группах.  После завершения групповой работы идет презентация результатов. Защита проекта.

 

Заключительный этап урока.

 В наступившем 21 веке каждый человек - дизайнер, конструктор, созидатель и грамотный пользователь той среды, в которой живет. Чем лучше вы будете знать возможности проектирования, производства и использования отдельных предметов этой среды, в единую грамотную и гармонично сконструированную систему, тем лучше вы будете жить.

Работая над индивидуальным творческим проектом, вы можете выбрать тему  «Графика и символика», глубже  изучить государственные символы, логотипы и уже знакомые знаки увидятся вам по – новому. Вы узнаете, как символы влияют на жизнь каждого человека и государства.

                                                                                   Приложение №1

Задание для группы №1

Из подготовленных литературных источников (книг, журналов)

написать мини - сочинение на тему « Графика и символика» начиная словами: Я выбрал тему данного проекта потому, что…

Задание для группы №2

 Познакомится и протиражировить на класс информацию  из истории  символики.

Задание для группы №3

 Выбрать из нескольких знакомых символов 1 и выполнить схему,  рисунок, логотип или символ.

Задание для группы №4

Выполнить технологическую карту, усложняя рисунок по этапам. Воспроизвести символ.

 

                                                                                    Приложение №2

Требование к защите проекта:

- Представление 1 минута

- Форма представления – любая

- Выбор лидера для представления

                                                                                      Приложение №3

Технологическая карта:

 

№п\п

Последовательность выполнения

Рисунок, схема

Инструменты и приспособления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная  информация:

Оценивание работы участников группы будет осуществляться, исходя из вклада каждого участника в работу над проектом, уровня представленного этапа проекта, его защиты, активности во время урока.

5. Творческий проект "Графика. Символика". Скачать проект.

Вверх

Hosted by uCoz